Художник Стэнли Спенсер

В истории живописи двадцатого века Стэнли Спенсер стоит особняком. Он не был послсдователем ни одного из великих мастеров, не примыкал ни к одной художественной школе. В отличие от многих крупных художников нашего столетия, в искусстве его интересовали не возможности живописного решения или экспериментов, а в первую очередь содержание. Его любимыми художниками были Джотто и Массачио, но в своем творчестве он походил больше всею на Уильяма Блейка, поскольку вдохновенное, глубоко личное видение человеческого спасения определяет прежде всего его значительность как художника.

Основы визионерства Спенсера были заложены воспитанием и окружением, в котором прошло ею детст во. Он родился в 1891 г. в семье учителя музыки порт аниста-самоучки, где он был шестым ребенком, и провел свое безмятежное детство и большую часть жизни в деревне Кукэм, расположенной всею лишь в 56 км от Лондона. Эта уединенная деревушка на Темзе, которая представляла отдельный, не затронутый промышленностью мирок, часто служила для него потом источником вдохновения, и он нередко изображал на своих картинах эти родные места.

Все обучение Спенсера состояло из импровизированных занятий, которые несколько лет вела в сарае, в дальнем конце соседского сада, его старшая сестра, и в кругу его отличавшейся большой терпимостью семьи он пребывал в спокойной, но отнюдь не дремотной уютной обстановке. Задумчиво бродя в одиночестве по деревне и ее окрестностям, он ощушал, как он писал впоследствии, «присутствие некоею чуда, которое можно обнаружить во всем», так что и его безобразный викторианский дом, и прывычная деревенская жизнь, и лишенные драматизма холмы, и заливные луга долины Темзы — все это наполнялось каким-то божественным великолепием.

Спокойное, счастливое детство и сравнительное отсутствие контакта с материалистической и интеллектуальной стороной современной культуры дали ему возможность ощущать это чудо и великолепие и со временем запечатлеть это чувство на своих полотнах. Проведя год в Мэйденхедской технической школе, где он занимался рисованием с гипсов, Спенсер, которому было тогда 17 лет, получил право на обучение в лондонском Слейдском институте искусства — ведущем художественном училище нашей страны. Ко времени его окончания в 1912 г. он уже создал хотя и несложную, но великолепно выполненную работу «Иоахим среди пастухов» (тушь и акварель).

Тушью и пером он пользовался с детства, и в этой работе он довел эту технику до совершенства. Картина, по-видимому, не изображает какое-либо определенное происшествие из Виолин. «Библейское» название скорее отражает стремление художника придать религиозный опенок тому, как он воспринимал пейзаж и жизнь Кукэма, что и является основным сюжетом картины.

Пронизывающая все наиболее значительные работы Спенсера религиозность была своеобразным христианским пантеизмом. Характер своих верований он мог выразить лишь в общих чертах: «Ребенком я только и думал о том, как чудесно, как великолепно все, что создано Христом, и что, может быть, когда-нибудь я смогу приобщиться к этой благодати».

Менее характерен для него «Автопортрет» (1913), хотя впоследствии художнику и приходилось частично зарабатывать себе на хлеб именно работой портретиста.

Портрет не типичен по исполнению, выдержанному в классической традиции симметричного изображения анфас, и сугубо реалистической манере передачи светотени. Впрочем, драматическое освещение пассивного лица с устремленным вперед взглядом по существу весьма романтично. Сайт проституток индивидуалок: досуг омск

e927ff457effb82c3657c9f019b3a3e0