666

Число зверя — особое число, упоминаемое в Библии, под которым скрыто имя апокалиптического зверя; нумерологическое воплощение ставленника сатаны. Число зверя равно 666. Число 666 — очень часто используемый элемент сатанинской атрибутики, наряду с перевёрнутым крестом (который сам по себе является антихристианским символом, а не сатанинским) и пентаграммой.

Часто считалось, что под видом апокалипсического зверя в Библии изображён антихрист. Поскольку в Откровении святого Иоанна Богослова сказано: «Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое», потому в имени или облике всякого лица, в котором видели антихриста, старались отыскать число 666. Эти поиски активно продолжаются по сей день.

Иногда утверждают, что в первые века при переписывании Откровения Святого Иоанна могла была допущена ошибка, поскольку в ряде ранних источников (в том числе найденном при раскопках папирусном списке Апокалипсиса) указано число не 666, а 616. Но точно установить этот факт нельзя. Часто также обращают внимание, что арабских цифр во времена Иоанна Богослова не было, а число зверя, возможно — намёк на «две третьих» чего-либо. Комбинация шестёрок часто означает две трети первого числа следующего порядка.

Многие историков и представители Церкви (например, о. Александр Мень) сходятся во мнении, что в образе Зверя представлен не кто иной, как Нерон, а число 666 — довольно прозрачный намек на его имя. Дело в том, что у иудеев, греков и римлян не существовало специальных знаков для обозначения чисел: для этих целей использовались буквы алфавита. Таким образом, каждая буква имела фиксированный числовой эквивалент. Именно на основе этого принципа взаимозаменяемости буквы и числа родилась вера в мистическую связь между именем или названием и определенным числовым значением. Кроме того, у иудеев издревле существовала специальная методология для постижения скрытого, эзотерического смысла Священного Писания. Один из таких способов проникновения в тайны Библии, называемый «гематрия», заключался в следующем: суммируя числовые эквиваленты всех букв какого-либо слова или словосочетания, толкователь-эзотерик искал другое слово, буквы которого в сумме давали такое же число, после чего внутренний, мистический смысл двух слов или предложений с одинаковым числовым значением считался идентичным.

Полагают, что Иоанн, призывая «счесть число Зверя», фактически предлагал произвести именно эту несложную арифметическую операцию. Суммой чисел, соответствующих буквам словосочетания «цезарь Нерон», написанного по-гречески, как раз и будет 666. Дополнительным аргументом в пользу этого предположения является свидетельство Иринея Лионского, отца Церкви, жившего во II веке. По его утверждению, в текстах Апокалипсиса, написанных на арамейском (разговорный вариант древнееврейского), фигурирует другое число, 616, также идентичное словосочетанию «цезарь Нерон», написанному, соответственно, по-арамейски.

Но очевидно, что Иоанн, зашифровавший имя венценосного гонителя иудеев и христиан числом 666, должен был дать читателю какую-то подсказку, позволяющую однозначно интерпретировать пророческое видение. И действительно, такой подсказкой являются некоторые символы и образы Апокалипсиса. В 17-й главе Иоанн описывает блудницу, восседающую на звере, и ангел, сопровождающий пророка, дает ему разъяснения смысла этого видения: «Семь голов — это семь гор, что женщина сидит на них, и в то же время — это семь царей, пять из которых уже пали, один (шестой) уже есть, а следующий (седьмой) еще не пришел, — когда же придет, то недолго ему быть. И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель… Воды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди и народы, и племена и языки….А женщина (блудница), которую ты видел, — то город великий, который господствует над царями земными».

В этом иносказательном описании угадывается Рим. Воздвигнутый на семи холмах, он обладал в то время практически абсолютной гегемонией в Средиземноморье. В образе царей Иоанн изображает цезарей, правивших Римом: Октавиан Август, Тиберий, Калигула, Клавдий, Нерон, Гальба, Вителий. Фраза «пять из которых уже пали, один (шестой) уже есть, а следующий (седьмой) еще не пришел» позволяет однозначно датировать Апокалипсис временем правления Гальбы (68-69 гг.). Обстановка политической нестабильности в Риме, отсутствие у претендентов на престол достаточных ресурсов и влияния, чтобы удержать в своих руках бразды правления, позволили автору Апокалипсиса написать: «…следующий (седьмой) еще не пришел, — когда же придет, то недолго ему быть». И, наконец, «восьмой из числа семи» — это тот самый лже-Нерон, самозванец, объявивший о своем чудесном спасении.

Почему же именно Нерона автор «Откровения» отождествляет с Антихристом? Ведь иудеи на протяжении веков подвергались немыслимым притеснениям, но никто из царей, осуществлявших репрессивные меры в отношении потомков Израиля, не удостоился подобных эпитетов. Объясняется это довольно просто. Следуя традиции римских цезарей, Нерон еще при жизни обожествил самого себя, введя во всей империи собственный культ. Но если у язычников поклонение цезарю не вызывало возмущения, то в глазах иудеев это было кощунством и богохульством. Последней каплей, переполнившей чашу их терпения, стал приказ Нерона о водружении его статуи в святая святых Иерусалимского храма, что по канонам иудаизма было высшей формой святотатства. Культ императора являлся, с точки зрения Иоанна, дьявольской пародией на истинную религию, и целый ряд символов и аллегорий Апокалипсиса подчеркивает это.

Таким образом, беспристрастные факты и исторические исследования не дают оснований считать 666 инфернальным, сатанинским числом.

БОЛЬШЕ ИСТОРИЙ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *