Пассажир
Начало 60-х. Провалив экзамены и после армии закончив автомобильную школу, я стал работать на такси. Жил в съемной квартире, с женщиной в гражданском браке. Жениться не торопился, да и не собирался. В планах вообще было расстаться с этой женщиной. Отношения у нас были не ахти. Хотел – приходил, хотел – уходил, как кот – гулял сам по себе. В такой жизни много хорошего, но ещё больше плохого.
Конец пятидесятых и начало шестидесятых годов было золотым временем для нас, таксистов. Машин мало, бензин дешевле газированной воды. По субботам, выходным дням и по праздникам мы нарасхват. Дело доходило до драк между пассажирами. Я загребал деньги лопатой. Никогда не смотрел на счетчик, а называл цену в пять, десять раз большую в зависимости от возможностей клиента, которые я определял мгновенно. И платили как миленькие, и ещё спасибо говорили. Работал я так уже более двух лет, когда со мной произошел необъяснимый случай. Случай, который перевернул мое представление о реальности.
20 октября 1962 года я работал во вторую смену с 18.00 до 2-х часов ночи. Время уже подходило к 12-ти, но похоже, мои услуги никому не требовались: улицы были пусты. Это было очень некстати, ведь мне срочно требовались деньги на оплату квартиры. Злой как черт, я прокатился по району еще пару часов и, развернув машину, направился к дому, который от этого района находился в 6-ти километрах. Путь пролегал через пустынное шоссе, на котором клиента днём с огнем не сыщешь. Действительно, кто забредет в такую глушь, да ещё в 2 часа ночи? Но сегодняшний день был исключением.
Я зевая проехал два километра. Глаза слипались. Я мечтал о кофе и теплой кровати, когда свет фар осветил одинокую фигуру, голосующую на обочине дороги. Его появление меня очень удивило.
“Где ж ты был раньше”, – мрачно подумал я, но всё же остановил машину.
Сквозь мутное стекло автомобиля моему взору предстал солидно одетый лысеющий мужчина в круглых очках, серые глаза за которыми взволнованно взирали на меня. Я открыл дверь:
– Садись, дружище. Везёт же тебе.
– О, благодарю, – немного запыхавшись, он плюхнулся на переднее сиденье. – И вправду везет.
Пассажир оказался довольно молчалив. Он не отрывал взгляда от трассы. В полной тишине мы проехали 5 минут, когда я увидел в его руке букет роз. Странно, как я его сразу не заметил… Я неуверенно спросил его:
– Это жене наверно?
– Что? – встрепенулся он. – А, да, жене.
– Провинился? – хмыкнул я. – Или праздник?
– Первое, – вздохнул он. – Я вообще поехал за подарком. У неё сегодня день рождения.
– Так всё-таки праздник, – я глянул на букет. – Просто розы подаришь?
– Придется. Я сегодня сильно напился с друзьями. По пути по-быстрому купил букет в ларьке, ехал домой, и машина сломалась. Пришлось пешком идти.
– Я не видел по пути никакой машины, – озадаченно ответил я.
Он промолчал.
– Как звать-то тебя? – спросил я, чтобы поддержать разговор.
– Антон.
– А меня Серёга, – я протянул ему руку, но он не ответил на рукопожатие. Я покосился на него. Странный тип. Может, моя речь просто достала его? Я решил не досаждать моему пассажира и поехал дальше молча.
Мы проехали еще километр, как Антон неожиданно спросил меня:
– А ты женат?
– Неофициально, – я покачал головой. – Живу с Олей в гражданском браке.
– Любишь её?
– Трудно сказать, – я слегка удивился такому вопросу. – Просто я привык к ней.
– А я свою люблю, – он горестно вздохнул. – Я так по ней соскучился…
Я вновь подозрительно покосился на него, собираясь спросить его об оплате, но вопрос застрял в горле.
Антон прямо смотрел на меня. Его серые глаза сверкали от слёз, а каменное лицо выражало такое невыразимое горе, что у меня внутренности скрючило от ужаса. Тут вперемешку с ароматом роз я учуял сладковатый запах тлена… Затем Антон обратил внимание на дорогу.
– Ну вот, – жалобно протянул он. – Опять…
Вдруг меня ослепил свет фар. Следующий момент я запомнил на всю жизнь: тишину пронзил оглушительный гудок грузовика, скрип тормозящих шин, страшный удар, скрежет металла и разлетающиеся в стороны осколки лобового стекла. Затем темнота.
Наверно, когда человек находится в отключке, он не видит сны, а просто грезит во мраке. Но этот раз вновь был исключением.
Мне снилось, что я голосовал на обочине дороги, когда вдали сквозь тьму пробились лучи автомобильных фар. Вскоре ко мне, резко затормозив, подъехал автомобиль – моё такси. Дверца распахнулась, и я увидел за рулём моего пассажира Антона. Стоит отметить, что сон был настолько ясным и четким, что я заметил, как на губах водителя видает легкая улыбка.
– Садись, дружище, – Антон жестом пригласил меня внутрь.
Я сел, и мы двинулись вперёд.
– Я с печальными новостями, – промолвил Антон. – Узнал только что, что жена моя умерла от рака.
– Как умерла?..
– Да давно уже, – отмахнулся он. – Два года назад, как оказалось.
Антон закурил, и до меня явственно донесся запах дыма.
– Но у меня возникла идея, – продолжал он. – Ты ведь не любишь свою Ольгу?
Я промолчал.
– Я не хочу снова быть одиноким! – заявил он.
Я чувствовал себя как в кошмаре. Мало понимая, что происходит, я пробормотал:
– Чего ты от меня хочешь? Чего ты увязался?..
– Место, где погиб тот или иной человек, питает его, – улыбаясь, пояснил он. – Но если у человека нет с ним никакой связи, то и оставаться около него он не станет.
– Что?.. – промямлил я.
– Просто отдай мне свою жену. Ладно?
– Забирай, – я тогда находился в каком-то бреду и мало понимал, что происходит. Кроме того, сон стал терять свою четкость. Наверно поэтому я так быстро согласился… Хотя это похоже на самооправдание.
– Вот и славно, – засмеялся Антон и резко затормозил.
Изображение вокруг поплыло перед глазами, возникло странное чувство парения, а до слуха донеслись невесть откуда взявшиеся звуки колоколов. В следующий момент я обнаружил себя сидящем в машине за рулём. Состояние было как после тяжелой болезни. Я с трудом выбрался из машины и осмотрел её. Она была цела. Должно быть, авария тоже мне приснилась, решил я. Как и тот пассажир. Наверно, просто уснул за рулем… Но меня не покидало странное ощущение тревоги, которая была оправдана по возвращению домой. Ольга исчезла. Не собирала вещи, не оставила никакой записки, а просто ИСЧЕЗЛА. Навсегда. Конечно, я подал заявление в милицию, но поиски ни к чему не привели.
Я ушел из такси и даже проходил лечение у психиатра, который убеждал меня, что всё, что я видел – не более чем сон, а Оля вовсе не пропадала, а просто сбежала от меня, ведь я был далеко не идеальным мужем. И он почти убедил меня, но не до конца. В глубине души я понимал, что всё не так просто, и поэтому позже я самостоятельно выяснил, что на этом шоссе и вправду погиб мужчина по имени Антон: будучи пьяным, он влетел в столб. Лично для меня это было прямым доказательством того, что все увиденное мной – правда.
Нельзя сказать, что я очень горевал после пропажи Ольги. Просто я чувствую себя виноватым перед ней…