Призраки петербургских мостов

Египетский
Он соединяет между собой обе части Лермонтовского проспекта, разделенные рекой Фонтанкой. Был построен в 1825-1826 годах и представляет собой цепной однопролетный мост в псевдоегипетском стиле. Цепи покоились на высоких чугунных воротах, украшенных египетскими иероглифами и восточным орнаментом, а по обоим берегам Фонтанки, на въездах на мост, были расположены фигуры сфинксов с фонарями на головах. В отличие от сфинксов на Университетской набережной, эти «значительно моложе» – примерно на 3,5 тысячи лет. Они отлиты из чугуна специально для украшения моста по моделям скульптора П.П. Соколова.
20 января (по старому стилю) 1905 года мост неожиданно для всех рухнул в тот момент, когда по нему проходил эскадрон гвардейской кавалерии. К счастью, обошлось без человеческих жертв. Судя по всему, мост развалился, поскольку его конструкции вошли в резонанс со строевым шагом гвардейцев. Этот случай привел к появлению команды: «Идти не в ногу!», которая стала отдаваться войсковым соединениям, идущим через мосты и эстакады.
Очень живо распространялась в народе и мистическая подоплека случившейся трагедии. Согласно слухам, в доме у моста жила некая Мария Ратнер. Один из офицеров обольстил ее и бросил. Заметив среди кавалеристов своего обидчика, Мария в сердцах крикнула через окно: «Чтоб вам провалиться!» – и ее желание немедленно исполнилось. В результате эта женщина вошла в городской фольклор и всю жизнь до самой своей смерти носила прозвище Мария Египетская.
Вместо разрушенного моста построили «временный» деревянный, который простоял здесь до 1956 года, пока не был построен другой. Новый мост совсем не походил на предыдущий, но и его украшали фигуры тех же сфинксов.
А 24 февраля 1989 года на одну из скульптур наехал тяжело груженный КамАЗ, отчего сфинкс опрокинулся в Фонтанку. Позже скульптуру достали из воды, отреставрировали и установили на прежнее место.
Призраки петербургских мостов
Литейный
Это разводной мост через Неву, соединяющий центр города с Выборгской стороной. Его название происходит от Литейного двора, находившегося на левом берегу реки. В старину здесь существовала переправа на пути из России в Швецию, а позднее был построен наплавной мост, у которого, вместо опор, были специальные лодки.
В 1875 году началось возведение постоянного моста, и строители сразу же столкнулись с трудностями: Нева в этом месте очень глубока (до 24 метров), а дно заиленное и рыхлое. Во время возведения моста погибли по разным причинам около ста человек, а сами расходы на строительство превысили смету в полтора раза, достигнув гигантской для того времени суммы – более пяти миллионов рублей. Многочисленные катастрофы не только задержали строительство, но и породили различные мистические истории.
Так, например, ходили слухи, что на дне реки, где возводилась одна из опор, лежит «кровавый» валун, Атакан. Согласно легенде, еще в глубокой древности местные племена поклонялись этому камню и приносили ему человеческие жертвы. В результате валун стал не просто «намоленным», он буквально пропитался некротической энергией. Поскольку неспокойная Нева постоянно меняла здесь свое русло, случилось так, что камень, являющийся знаком смерти сотен убиенных, оказался на дне реки. Но даже здесь отрицательная энергия камня продолжала действовать. Поначалу это касалось только рыбаков и тех, кто пытался пересечь Неву в указанном месте. Ну а с началом строительства опор будущего моста разыгралась настоящая вакханалия смертей. Считается, что именно на Атакан наткнулись рабочие-кессонщики при строительстве одной из опор моста, после чего илистая грязь со дна в мгновение ока заполнила кессон, утопив пятерых находившихся внутри людей. Ровно через год на том же месте по неизвестной причине раздался сильный взрыв, вынесший стекла в близлежащих домах. Погибли еще девять строителей. Илистый грунт поднялся в кессон и затопил работавших там 11 человек.
Именно тогда появилась байка о том, что Литейный строят на месте, где в стародавние времена стоял «мост-оборотень», над которым часто по ночам возникали загадочные туманы. Случайные прохожие из-за этого теряли ориентировку и падали в воду, где их затягивал черный водоворот. А из водоворота потом выползала различная нечисть.
Даже в наши дни на Литейном мосту можно встретить людей, бросающих в воду монеты или льющих туда красное вино. Лишь немногие знают, что таким образом сердобольные граждане, знакомые с городскими легендами, просят кровавый камень Атакан, прячущийся на дне реки, больше никого не топить…
Другая мистическая история касается вождя мирового пролетариата. Очевидцы рассказывают, что они до сих пор встречают у моста призрак Ленина. Так, к примеру, гуляя в районе Моховой улицы, некий пенсионер по фамилии Алешин заметил впереди невысокого лысоватого человека с характерной бородкой. Поначалу он принял его за двойника вождя, решил с ним познакомиться и поговорить, но вдруг заметил в нем некоторую странность. Со стороны Финского залива дул очень сильный ветер, и прохожим приходилось придерживать свои шляпы и полы пальто. А «Ленин» как будто и не реагировал на непогоду: ветер не сносил с его головы знаменитую кепку и не раздувал полы пальто. Алешин сбавил шаг, в то же время продолжая следить за странным субъектом. А когда загадочный гражданин вышел на Литейный мост и медленно растворился в воздухе, Алешин понял, что он видел не Ленина и даже не его двойника, а настоящий призрак…
Трoицкий
Он соединяет центр Санкт-Петербурга и Петроградскую сторону с Петропавловской крепостью. Это один из красивейших мостов города, который был открыт в 1903 году. До постоянного моста на этом самом месте существовали два плашкоутных, то есть опирающихся на плавучие суда. Здесь мог быть и мост по проекту знаменитого Эйфеля, занявшему в конкурсной программе первое место, но тут вмешался в дело господин случай – всеобщее одобрение имела внеконкурсная работа фирмы «Батиньоль». Ее проект оказался более изящным, удобнее для прохождения судов за счет сдвига части моста в сторону. А главное, он был более дешевым.
Ходили слухи, что строительство моста оплачивало французское правительство, а за мост Александра III, который в это же время возводился через Сену, платили русские. Однако на самом деле каждая страна несла расходы по строительству своего моста самостоятельно, но сооружения эти стали символом военного союза России с Францией.
В 60-е годы ХХ века Троицкий из двукрылого разводного был превращен в однокрылый и стал подобно другим мостам Петербурга подъемным. Уже в советское время мост несколько раз менял свое название, но в конечном счете снова стал Троицким.
Существует легенда, будто бы знаменитый летчик-испытатель Валерий Чкалов совершил дерзкий по замыслу и опасный полет под Троицким мостом, чтобы завоевать сердце своей подруги. Эта версия обыграна и в кинофильмах про легендарного пилота: в ленте 1941 года, когда знаменитый зрелищный трюк пролета под мостом повторил (шесть раз!) пилот Евгений Борисенко на самолете-амфибии Ш-2, размах крыльев которого даже шире, чем у истребителя Чкалова, а поэтому пролет ему было сделать сложнее. Но летчика Борисенко за это уже не сажали на гауптвахту – полет был согласован наверху…
Второй многосерийный фильм о Чкалове сняли уже в 2012 году. Известно, что ради съемок до самого вечера перекрыли Троицкий мост. Зевак собралось видимо-невидимо – все хотели увидеть знаменитый трюк полета под мостом. Но зрители ушли разочарованными. Снимали только общий план. А пролет под мостом смоделировали на компьютере. Возможно, когда лет через 50 будут снимать новый фильм про знаменитого летчика, то смоделируют на компьютере и его лицо. Кто знает….

БОЛЬШЕ ИСТОРИЙ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *